16+
Четверг, 25 апреля 2024
  • BRENT $ 88.13 / ₽ 8153
  • RTS1171.06
10 февраля 2023, 12:52 Стиль жизниКино

Лишь один профинансированный Фондом кино фильм окупился в прокате в 2022 году

Лента новостей

Коммерчески успешной, то есть собравшей в прокате хотя бы в два раза больше производственного бюджета, стала комедия Александра Фомина «Молодой человек». Еще пять картин смогли отбить бюджет

Фото: кадр из кинофильма «Молодой человек»

Лишь один российский фильм, вышедший в прошлом году в широкий прокат при поддержке Фона кино, окупился. Всего их было 26, подсчитали в РБК на основе данных Единой автоматизированной информационной системы организации.

Коммерчески успешной картиной, то есть которая собрала больше производственного бюджета, стала комедия Александра Фомина «Молодой человек»: картина заработала в прокате почти 200 млн рублей при безвозвратной субсидии Фонда в 30 млн рублей.

Еще пять картин смогли лишь отбить бюджет: они собрали больше суммы субсидии, но половину сборов отдали кинотеатрам. Это «Финник», «Сердце Пармы», «Три кота и море приключений», «Чук и Гек» и «Любовники». Комментирует директор по развитию направления «Кино и сериалы» маркетингового агентства Salо Александр Голубчиков:

Александр ГолубчиковАлександр Голубчиков директор по развитию направления «Кино и сериалы» маркетингового агентства Salо «Сердце Пармы», конечно, оказался очень дорогостоящим проектом. Мы об этом знали, картина могла бы собрать и 1,5 млрд рублей, а, может быть и 2 млрд рублей. Он шел выше ожиданий, ко всему еще прочему «Сердце Пармы» прекрасно сработало в долгую. Уникальный случай для нашего кино, он позволил окупиться, если бы фильм шел по стандартной схеме, когда часто сменяются новинки в кинотеатрах, его бы скорее снимали с экранов, и в этом случае, конечно, такого успеха мы скорее всего бы не увидели. Что касается двух дорогостоящих проектов «Однажды в пустыне» и «Мира», «Однажды в пустыне» — это все-таки военная история, и у зрителя на тот момент не было готовности идти на такие истории, поэтому у фильма на момент его выхода не оказалось аудитории. Что же касается картины «Мира», то это масштабная и очень спецэффектная картина, которая, возможно, вышла не вовремя. Возможно, была ошибка продюсеров, может быть, с позиционированием, еще какие-то аспекты. Тут надо, кстати, отметить, что сегодня уже нельзя говорить о том, что картины, не окупившие себя в прокате, обязательно оказались неуспешными, провалились и так далее. Дело в том, что сейчас мы имеем дело с реализацией фильмов и на онлайн-площадках и прочих платформах, и в случае с фильмом «Мира», и в случае с картинами, которые вернули деньги, но не принесли прибыли в прокате, это как раз тот самый случай, они хорошо работают на онлайн-площадках, и это позволяет в том числе и продюсерам отбивать средства, которые вложены в эти картины, и при необходимости возвращать деньги в Фонд кино, если они были оттуда получены на возвратной основе».

Вообще ситуация с кинопрокатом в 2022 году в целом была сложная: драйвером для похода в кинотеатры было голливудское кино. Из-за ухода мейджеров, на фоне спецоперации и несмотря на большое количество российских фильмов в прокате, случился отток аудитории из кинотеатров.

Это только подкрепило тенденцию отказа от похода в кино, которая началась в период пандемии. В результате сборы в прошлом году, в том числе и по российским фильмам, упали. Но, как говорят эксперты, «на удивление» спросом стали пользоваться семейные картины — отсюда успех «Чука и Гека», «Молодого человека» и других.

Еще одна проблема фильмов на субсидиях — завышенные ожидания и неверно просчитанный бюджет, говорит член совета Ассоциации владельцев кинотеатров Роман Исаев:

Роман Исаев член совета Ассоциации владельцев кинотеатров «Картины либо были сняты с завышенным бюджетом, условно говоря, картина с потенциалом сборов в 1,5 млрд рублей и, соответственно, с возвратом от кинотеатров 220-250 млн рублей, такая картина должна сниматься, условно говоря, не дороже, чем за 100 млн рублей, плюс, еще там, допустим, 30-40 млн рублей на выпуск, тогда эта история окупается. У картин такого потенциала нет, если бюджет в разы завышенный, то она и не имеет возможности окупиться. Поэтому это вопрос планирования бюджета и так далее. Понятно, что за безвозвратное государственное финансирование мера ответственности гораздо ниже».

«Чебурашка» не попадает в список картин, вышедших в 2022 году, несмотря на закрытые показы в декабре, его официальный релиз, по данным ЕАИС, состоялся 1 января 2023 года. Эту картину уже можно считать окупившейся: при производственном бюджете в 850 млн рублей, чуть меньше трети из которых были выданы Фондом кино на безвозвратной основе, сборы картины превысили 6 млрд рублей.

В Минкультуры считают, что текущих инструментов поддержки «достаточно для обеспечения окупаемости вложенного объема частных инвестиционных средств в производство и прокат национальных фильмов». И что, по данным опросов кинотеатральной аудитории за последние три года, уровень удовлетворенности от просмотра отечественного фильма и готовности рекомендовать его выше у российских картин, чем у зарубежных.

Рекомендуем:

Фотоистории

Рекомендуем:

Фотоистории
BFM.ru на вашем мобильном
Посмотреть инструкцию