16+
Суббота, 20 апреля 2024
  • BRENT $ 87.39 / ₽ 8166
  • RTS1173.68
15 апреля 2010, 22:08 Право

Ходорковский перевел нефть в часы работы обвинителя

Лента новостей

Ходорковский подверг постраничной критике обвинительное заключение. Он сравнил вмененные ему преступления с кражей часов у безрукого

Ходорковский постарается исключить возможности для вынесения обвинительного приговора. Фото: РИА  Новости
Ходорковский постарается исключить возможности для вынесения обвинительного приговора. Фото: РИА Новости

Михаил Ходорковский в четверг продолжил давать показания по делу о хищениях нефти и акций дочерних предприятий ЮКОСа. Он подверг постраничной критике обвинительное заключение. Вмененные ему преступления подсудимый сравнил с кражей часов у безрукого. Ожидается, что «рецензировать» 150-страничню фабулу обвинения экс-глава ЮКОСа будет еще не меньше недели.

Заседание Хамовнического суда Москвы в четверг началось с опозданием почти на час. Припозднился прокурор Валерий Лахтин, которого задержали в Генпрокуратуре. Михаил Ходорковский, одетый в черный пиджак и темно-синие джинсы, был уже во всеоружии. С кипой документов в руках он начал свой рассказ с «краткой иллюстрации» предъявленного ему обвинения в хищениях 350 млн тонн нефти и акций дочерних предприятий Восточной нефтяной компании.

«Я хотел бы начать сегодняшнюю часть показаний с крайне краткого изложения не мною придуманной метафоры, которая поможет суду в оценке предъявленного обвинения», — сказал подсудимый. «Представьте, что человек попадает в аварию, в обычное ДТП, — предложил Ходорковский. — Ему ампутируют левую руку. Через некоторое время ему вменяют в вину, что он украл часы с этой левой руки. А потерпевшим объявлен прозектор морга, у которого оказалась рука».

Таким способом подсудимый попытался доказать «нелогичность» вмененного ему хищения 350 млн тонн нефти дочерних предприятий ЮКОСа — ОАО «Самаранефтегаз», ОАО «Юганскнефтегаз» и ОАО «Томскнефть» — на общую сумму более 890 млрд рублей, а также акций Восточной нефтяной компании стоимостью 3,6 млрд рублей. Все эти преступления, как утверждает Генпрокуратура, имели место в 1998-2003 годах.

По логике же Ходорковского, во-первых, красть у самого себя не было никакого смысла. А во-вторых, все имущество ЮКОСа после возбуждения уголовного дела было отобрано государством, и в результате принудительного банкротства перешло в собственность «Роснефти». Почему эта компания признана потерпевшей, обвиняемому до сих пор неясно. Было видно, что формулировки обвинительного заключения и термины, которые в нем используются, вызывают у подсудимого явное раздражение.

Ходорковский выполнил обещание, которое дал на предыдущем заседании 13 апреля. Тогда экс-глава ЮКОСа заявил, что «перейдет к субъективной части показаний» и прокомментирует «каждое предложение, «в котором фигурирует фамилия Ходорковский». В четверг он скрупулезно и методично претворял сказанное в жизнь.

Так, подсудимый опроверг упомянутую в обвинительном заключении фразу о том, что он «разработал план хищений». «Никакого плана хищений никто в ЮКОСе не разрабатывал!» — возмутился Ходорковский. Он добавил, что поскольку следствие не указывает, какие именно противоправные действия он совершил, то «вынужден защищаться от собственных предположений» и не удивится, если на заключительной части процесса в прениях сторон гособвинитель Валерий Лахтин «скажет, что у него были другие идеи».

«ОПГ имени Ходорковского»

По словам Ходорковского, также не соответствует действительности и утверждение следствия о том, что он руководил организованной преступной группой (ОПГ). Согласно материалам дела, в нее, помимо Ходорковского и представшего вместе с ним перед судом бывшего руководителя Международного финансового объединения «Менатеп» Платона Лебедева, входили акционеры ЮКОСа Леонид Невзлин, Михаил Брудно, Владимир Дубов, президент ОАО «ЮКОС-Москва» Василий Шахновский, начальник правового управления ЮКОСа Василий Алексанян, его заместитель Дмитрий Гололобов, а также управляющий делами ЗАО «ЮКОС ЭП» Рамиль Бурганов. На каждого из соучастников Ходорковский якобы «возложил ряд обязанностей», распределив роли. «Значит ли это, что я лично каждому затачивал карандаши и говорил кому и что писать?» — терялся в догадках подсудимый.

На протяжении всего заседания он пытался уличить следователей в том, что они не понимают смысла экономической терминологии и даже допускают фактические ошибки. В частности, путают миллиарды рублей с тысячами. Так, в одном месте указано, что акции общества «Фрегат» (эта организация фигурирует в эпизоде хищения акций дочерних предприятий ВНК, — BFM.ru) стоили 14 тысяч «старых» рублей, тогда как на самом деле речь шла о 14 миллиардах неденоминированных рублей. «Я, конечно, понимаю, что умные слова красиво звучат, например, слово «неликвидный». Но мне советники всегда говорили, что лучше не использовать слова, значение которых непонятно», — поучительно произнес Ходорковский.

Французский омбудсмен оценил «внутреннюю силу» подсудимого

Одной из новостей четверга стал приезд на заседание суда посла по правам человека МИД Франции Франсуа Зимре. Одетый в темно-серый плащ седовласый мужчина приятной внешности прибыл в сопровождении переводчика и пробыл в суде полтора часа. Как выяснилось впоследствии, на слушание омбудсмен пришел по просьбе министра иностранных дел Франции Бернара Кушнера. В своих комментариях он был осторожен. «Я действительно слышал упреки правозащитников в том, что процесс является политическим. Однако не в мою компетенцию и обязанности входит делать такие выводы», — уклончиво произнес Зимре. Михаила Ходорковского он охарактеризовал как человека, который «полон спокойствия, решимости и внутренней силы» и «верит в силу разума». Правозащитник признался, что Франция очень внимательно следит за ходом дела ЮКОСа, которое «начиналось как экономическое и уголовное», но впоследствии «эволюционировало в дело, касающееся защиты прав человека».

Стоит отметить, что в четверг суд не стал рассматривать заявление, которое на предыдущем заседании суда, 13 марта сделал Платон Лебедев. Тот сообщил о фальсификации материалов дела со стороны следователей Валерия Алышева и Салавата Каримова. Выслушав в четверг мнение представителей государственного обвинения, судья Виктор Данилкин отметил, что рассмотрение данного заявления не входит в его компетенцию, а потому сведения, изложенные Лебедевым, подлежат проверке в Следственном комитете при прокуратуре России. Это ведомство и должно принять по нему процессуальное решение.

Что же касается Михаила Ходорковского, то, как сообщил адвокат Вадим Клювгант, его подзащитный собирается разбирать обвинительное заключение (его фабула насчитывает 146 страниц, —BFM.ru) еще как минимум несколько дней. При средней скорости около 20 страниц в день, это может занять не меньше недели. По словам защитника, тактика его клиента заключается в «выполнении программы минимум», которая состоит в том, чтобы изобличить «мракобесие и шулерство» со стороны следствия и «не оставить никаких мало-мальских возможностей для вынесения судом обвинительного приговора».

Ожидается, что после того, как подсудимый закончит давать показания, он начнет отвечать на вопросы участников процесса. Правда, как скоро это произойдет, защитники прогнозировать не решились.

Рекомендуем:

Фотоистории

Рекомендуем:

Фотоистории
BFM.ru на вашем мобильном
Посмотреть инструкцию