16+
Четверг, 28 марта 2024
  • BRENT $ 86.59 / ₽ 7989
  • RTS1128.26
16 января 2023, 14:04 Компании

Власти России могут ввести ограничения для иностранных маркетплейсов

Лента новостей

Маркетплейсы относятся к «уязвимой критической инфраструктуре», и изменения помогут защитить потребителей, считают в Минэкономразвития. В России сейчас работает единственный маркетплейс с иностранным участием — «AliExpress Россия». Он уже находится под контролем российских акционеров и менеджмента

Фото: unsplash.com

Обновлено в 15:45

Власти могут ввести ограничения для интернет-магазинов, в которых иностранцам принадлежит 49% и более. Сделать это предполагается на уровне ЕАЭС, а не только России.

Это следует из текста соответствующего проекта, который есть у РБК, его подлинность подтвердили в Минэкономразвития. В ЕАЭС входят Армения, Белоруссия, Казахстан, Киргизия и Россия.

Маркетплейсы относятся к «уязвимой критической инфраструктуре», и изменения помогут защитить потребителей, заявил РБК один из участников обсуждения. Под действие нормы могут попасть отдельные компании из ЕАЭС, например популярный в Казахстане маркетплейс Kaspi.

Но в целом пока не очень ясно, против кого направлен документ. В России сейчас работает единственный маркетплейс с иностранным участием — «AliExpress Россия», и он уже находится под контролем российских акционеров и менеджмента. Комментирует президент Ассоциации компаний интернет-торговли Артем Соколов:

Артем Соколов президент Ассоциации компаний интернет-торговли «Я предполагаю, что этот пункт направлен на то, чтобы приземлить зарубежные компании на пространстве ЕАЭС по уровню владения. Однако сам по себе вопрос, конечно, нужно очень внимательно исследовать и оценить с точки зрения недопущения создания дополнительных барьеров перед иностранными инвестициями в российские компании в будущем, это очень важно. Говоря об этом вопросе, а именно о степени иностранного владения, важно не допустить того, чтобы эти решения впоследствии ограничили инвестиционные возможности из-за рубежа. Основная часть зарубежных компаний перестала обслуживать российский рынок и российского потребителя, все европейские компании, компании из США больше не работают с российской аудиторией, ни eBay, ни iHerb, ни Amazon, ни Asos больше свою деятельность в России не ведут и клиентов из России не обслуживают».

На российском рынке есть примеры ограничений владения иностранцев в различных активах. Так, в 2014 году вступил в силу закон, по которому иностранцам запрещено владеть более 20% в уставном капитале российских СМИ.

В конце 2021 года страны — участники ЕАЭС утвердили дорожную карту для создания «благоприятных условий развития электронной торговли». В рамках нее были созданы объединения, которые должны разрабатывать правила для своих участников, а также «защищать интересы граждан и предпринимателей».

Если проект примут, он в итоге негативно отразится на потребителе, считает президент Национальной ассоциации дистанционной торговли Александр Иванов. В эту ассоциацию входят в том числе иностранные маркетплейсы, которые сейчас в России не доступны, например, eBay:

— Это та самая история, где проигрывают дружно и бизнес, и государство, и, самое главное, граждане страны, потребители. Собственно говоря, это против них, это антиэкономический подход. Может быть, участники хотят какие-то политические дивиденды получить за такое предложение. Что касается самой идеи, мне кажется, она не пройдет, потому что было бы просто поразительно, если бы остальные страны — участники ЕАЭС согласились бы рушить собственную экономику.

— Может ли вся эта история отразиться на российских компаниях?

— Она, безусловно, отразится, потому что снижение конкуренции означает общее обеднение рынка, повышение цен и понижение качества товаров. Конкурировать-то не с кем, будем покупать дорогое и плохое вместо того, чтобы покупать дешевое и хорошее.

Аналогичное требование хотели распространить также на онлайн-кинотеатры, но в ходе обсуждений решили, что оно будет касаться только тех аудиовизуальных сервисов, для которых Россия не является ключевым рынком, то есть в аудитории которых доля российских пользователей не превышает 50%. Поэтому Netflix работала в России через агента — «Национальную медиа группу», до того как приняла решение об уходе.

Рекомендуем:

Фотоистории

Рекомендуем:

Фотоистории
BFM.ru на вашем мобильном
Посмотреть инструкцию