16+
Пятница, 30 июля 2021
  • BRENT $ 75.53 / ₽ 5510
  • RTS1635.79
19 мая 2021, 22:50 ПравоКриминал

«Сбер» сообщил о рекордной афере

Лента новостей

Телефонным мошенникам удалось выманить у женщины 400 млн рублей. Речь идет о схеме, когда жертва сама снимает деньги и переводит их на счет аферистов в другой банк

Фото: depositphotos.com

Рекорд на 400 млн рублей — такую сумму, по словам представителя «Сбера», похитили в прошлом году у женщины, которая была клиентом нескольких банков. И это самый большой куш, доставшийся телефонным мошенникам.

О хищении рассказал начальник управления противодействия кибермошенничеству «Сбера» Сергей Велигодский, сообщает РБК. Использовалась хорошо известная схема: жертва сама переводит деньги на счета мошенников. О пострадавшей известно только то, что это женщина 54-х лет, она не была клиенткой «Сбера». Сначала ей позвонил человек, представившийся сотрудником службы безопасности банка, и сказал, что преступники пытаются получить доступ к ее счету. Женщина сама рассказала, что в этом банке у нее 14 млн рублей, после чего ей предложили перевести их на другой, как утверждалось, безопасный счет. Но этого мало: доверчивая жертва сообщила, что в другом банке у нее есть еще 380 млн. На это мошенник ответил, что деньги серьезные, и с ней свяжется представитель ФСБ. Видимо, уже другой мошенник, представившись сотрудником спецслужбы, пообещал спасти и эту сумму. А дальше, по словам представителя «Сбера», женщина в течение месяца снимала деньги и отправляла их «спасателям».

Столкнулся с подобным «разводом» и гендиректор компании «Киберполигон» Лука Сафонов:

Лука Сафонов гендиректор компании «Киберполигон» «Сегодня звонили мошенники. [Якобы] я оформлял кредит на сайте одного из банков, потом спросили о картах из других банков. Соответственно, подключили якобы сотрудника спецслужб. И они таким образом схему совершенствуют. Плюс — здесь они используют технологию подмены номера, с которыми так никто и не научился справляться. Но у многих пользователей стоят системы распознавания вредоносных спам-звонков. И мне самому звонили злоумышленники. Номер определился как управление ФСБ Российской Федерации. Это очень многих пользователей может ввести в ступор. И поэтому люди могут пойти на поводу у мошенников».

Совсем недавно в «Лаборатории Касперского» рассказали РБК, что в апреле телефонные мошенники резко увеличили число звонков банковским клиентам под видом представителей правоохранительных органов и финансовых регуляторов.

Легенды при этом бывают разные: от хорошо известной истории о «спасении» денег и до вымогательства взятки, которая, как утверждается, нужна, чтобы закрыть уголовное дело, возбужденное в отношении жертвы. Понятно, что никакого уголовного дела на самом деле нет.

Правда, обычно телефонные мошенники крадут не слишком большие суммы, в среднем порядка 14 тысяч рублей у одного человека, согласно исследованию группы «Тинькофф». Но в любом случае, будь это 14 тысяч или 400 млн, вернуть украденное уже вряд ли удастся, отмечает член Ассоциации руководителей службы информационной безопасности Александр Токаренко:

Александр Токаренко член Ассоциации руководителей службы информационной безопасности «Отследить, может быть, частично и будет возможно, но вернуть деньги уже вряд ли. Потому что вполне вероятно, что они быстро переведены на другие счета, и сняты, может быть, даже не на территории РФ».

В истории с украденными миллионами, которую рассказал представитель «Сбера», много неясного. Прежде всего, непонятно, почему на вывод средств, продолжавшийся в течение месяца, не среагировал сам банк, отмечает глава группы системных инженеров по работе с партнерами Check Point Software Technologies в России Сергей Забула:

Сергей Забула глава группы системных инженеров по работе с партнерами Check Point Software Technologies в России «Для банка, для его информационной системы, есть набор так называемых триггеров. Например, это перевод на какие-то реквизиты, которые чем-то выделяются среди стандартных платежей этого клиента, перевод в нестандартное время суток, необычная сумма. Система по набору маячков понимает, что это аномалия, то есть эта транзакция, которая не свойственна данному клиенту. И в этот же момент система такую транзакцию блокирует. Конечно, такая ситуация должна была быть системой выловлена и заблокирована хотя бы на основании того, что суммы очень большие, это частное лицо, которое оперирует сотнями миллионов».

И это не говоря уже о том, что по российским законам, все наличные и безналичные операции на сумму от 600 тысяч рублей подлежат обязательному контролю.

Сейчас ЦБ разрабатывает законопроект, который позволит банкам блокировать переведенную на счета мошенников сумму после обращения пострадавшего. Правда, есть сомнения, что это сильно поможет. По словам опрошенных Business FM экспертов, преступники очень быстро, обычно в течение часа, выводят поступившие на транзитный счет средства. Так что можно банально не успеть.

А рекомендации по защите от телефонных мошенников хорошо известны: никогда не сообщайте по телефону номер своей банковской карты и CVV/CVC-код, а также коды, которые приходят в СМС — это могут быть одноразовые пароли банка для подтверждения таких операций, как перевод средств. А если человек, представившийся сотрудником службы безопасности банка, говорит, что ваши деньги хотят похитить, лучше сразу повесить трубку. А потом самому набрать кол-центр банка и рассказать о подозрительном звонке.

Добавить BFM.ru в ваши источники новостей?

Рекомендуем:

Фотоистории
BFM.ru на вашем мобильном
Посмотреть инструкцию