16+
Суббота, 23 ноября 2024
  • BRENT $ 75.31 / ₽ 7582
  • RTS792.67
19 марта 2021, 11:55 Финансы
В фокусе: Индекс риска

Крах финтех-стартапа принес миллиардные убытки крупнейшим финансовым домам

Лента новостей

Почему рухнул один из самых успешных финансовых проектов последних лет Greensill Capital и как это скажется на мастодонтах рынка?

Фото: Fabian Bimmer/Reuters

Один из самых успешных финансовых проектов последних лет Greensill Capital объявил о банкротстве. Еще недавно компания планировала провести IPO на 40 млрд долларов. Ранее Credit Suisse дал стартапу 10 млрд долларов на ведение бизнеса, а SoftBank вложил около 2 млрд. Теперь Credit Suisse приостанавливает выплаты бонусов сотрудникам из-за скандала и опасается возможных судебных разбирательств. А СМИ пестрят заголовками о снятии 200 млн долларов семьей Гринсилла незадолго до банкротства.

Основатель Greensill Capital Лекс Гринсилл когда-то заметил перспективную финтех-нишу: малый бизнес зачастую месяцами ждет оплаты за поставленный товар, а мог бы получать деньги сразу от специальной компании, с которой бы уже рассчитывался покупатель. В итоге малый бизнес, так сказать, без кассовых разрывов, покупатель расплачивается по запланированному графику с соблюдением своих процедур, а компания получает свою комиссию. При этом риск от невыплат берет на себя страховая компания.

Концепция современного онлайн-факторинга понравилась банкирам, и они стали вкладывать в идею Greensill Capital. А сами займы Гринсилл начал упаковывать и продавать траншами на рынке. Чем же стартап так очаровал инвесторов? Объясняет генеральный директор инвестиционной компании «Инфраструктура России» Станислав Машагин.

Станислав МашагинСтанислав Машагин гендиректор инвесткомпании «Инфраструктура России» «Самый лучший способ привлечь огромное количество денег — это кредитно-банковская деятельность, да еще и без регуляторного надзора. Все-таки факторинг — это небанковская деятельность, а инвестиционная деятельность. Поэтому большие средства были предоставлены кредиторами, которым предлагалась просто повышенная ставка. Повышенный бизнес, да еще и покрытый страховой компанией, обещал стать надежной инвестицией с высоким доходом. Поэтому такие организации, как SoftBank, сообщают о возможном списании до 4 млрд долларов. Credit Suisse чуть ли не 10 млрд предоставил. Собственно, отмечен весь бомонд. Больше похоже на очень качественную аферу высокопоставленных менеджеров, которые обладали хорошими связями и привлекали известных людей в качестве своих партнеров».

Сначала проект был убыточный, но в 2017 году резко начал зарабатывать. Как теперь уже выяснила Financial Times, произошло это не из-за отложенных бизнес-процессов — важную роль сыграл индийский миллиардер Санджив Гупта, сколотивший бизнес на скупке металлургических активов. Лекс Гринсилл помог Гупте с открытием счета в швейцарском банке, а сам открыл целый банк в Германии. Летом прошлого года немецкий финансовый регулятор выяснил, что большая часть активов банка Гринсилла связана с активами Санджива Гупты и что банк систематически манипулировал своей финансовой отчетностью. Это лишь часть обвинений. Год назад страховая компания отказалась страховать риски из-за нарушения процедур.

Почему компания Гринсилла все-таки обанкротилась? Комментирует инвестиционный директор Accumen Management Кен Векслер.

Кен Векслер инвестиционный директор Accumen Management «Она обанкротилась, потому что потихоньку цепочка, по которой шли все эти страховки и доходы, развернулась. Чтобы продолжать такие доходы приносить своим инвесторам, они должны были немножко волшебно-креативно находить способы этих доходов. Те, кто предъявил какие-то финансирования этой компании, потихоньку начали эти способы финансирования отбирать. И когда источники финансирования перестали существовать, за счет этого компания быстренько завернулась и обанкротилась. Посторонние пострадали, потому что многие капиталы были заложены в эту компанию и, когда компания обанкротилась, пошло по цепочке».

Лекс Гринсилл быстро стал миллиардером и одним из самых известных бизнесменов в Лондоне. Теперь, когда его компания ушла под внешнее управление, кредиторов интересует не его ошеломительный успех, а, например, почему незадолго до банкротства его семья обналичила 200 млн долларов. Возможно, чтобы компенсировать личные риски.

Рекомендуем:

Фотоистории

Рекомендуем:

Фотоистории
BFM.ru на вашем мобильном
Посмотреть инструкцию