16+
Пятница, 29 марта 2024
  • BRENT $ 87.07 / ₽ 8033
  • RTS1128.26
28 декабря 2020, 10:21 ОбществоПроисшествия

В компании, где раньше числилась «Онега», рассказали о возможных причинах затопления судна

Лента новостей

Рыболовецкий траулер затонул в Баренцевом море. Двух членов экипажа удалось спасти, остальные, по предварительным данным, погибли, сообщает источник ТАСС

Фото: marinetraffic.com

Обновлено в 15:57

Рыболовное судно «Онега» затонуло у берегов Новой Земли в Архангельской области, сообщает региональный МЧС. По данным источника «Интерфакса», трагедия произошла в 300 морских милях от Мурманска.

Спасены двое моряков, еще 17 членов экипажа числятся пропавшими без вести. Источники ТАСС и «Интерфакс» в экстренных службах говорят, что все они, скорее всего, погибли в холодной воде. Тем не менее спасательная операция будет продолжаться как минимум сутки.

Спасенные члены экипажа сообщили о смерти как минимум одного моряка, пишет «Интерфакс». В МЧС основной версией трагедии считают опрокидывание в результате вытягивания рыболовного трала: судно накренилось, зачерпнуло воду и пошло ко дну.

Северный флот направил в район поисков самолет Ил-38. В настоящее время там работает одно судно, для оказания помощи туда движутся еще три.

О том, что происходит в Мурманске сейчас, рассказал главный редактор местного информационного агентства B-port Максим Жаравин.

— Надо понимать, что в Баренцевом море сейчас довольно-таки холодная вода, около нуля градусов, и шансы на выживание крайне малы. Даже в гидрокостюме, если человек попадает в такую воду, то у него есть 30 минут.

— Что сейчас с погодой?

— Сегодня у нас полегче, во всяком случае в Мурманске. Вчера было до минус 30 по области, но судно затонуло в районе Новой Земли, это ближе к Архангельской области. Штормовых предупреждений не было, ветер классический для данного периода 15-18 метров в секунду, благоприятными такие условия назвать трудно даже просто для ведения промысла, а что уж говорить о чрезвычайной ситуации.

— Как обычно бывает, если судно приписано, например, к Мурманску, рыбаки все местные?

— Как правило, да, если судно приписано к Мурманску, то рыбаки все местные.

Другой возможной причиной затопления называли обледенение. Об опасности этого явления заранее предупреждали метеорологи.

«Онега» — рыболовное судно, спущенное на воду в 1979 году, вмещает свыше 350 тонн груза. Ходит под российским флагом. По данным MarineTraffic, 14 декабря судно в последний раз заходило в норвежский порт Киркенес, в Мурманске оно было 11 декабря.

Сейчас траулер принадлежит колхозу имени Калинина, до августа он был приписан к частной компании «РПФ Вариант». Можно ли как-то избежать обледенения судна? Рассказывает один из сотрудников «РПФ Вариант», который попросил не называть его имени.

— Судно «Онега» было у нашей компании до августа этого года. В августе продали судно, сейчас судовладельцем является Рыболовецкий колхоз Калинина. Длина судна — 39,5 метра, высота борта — 5,88 метра. Противообледенительных систем на этом судне нет.

— Они вообще бывают на судах?

— На всех судах есть околочный инвентарь, в случае обледенения объявляется аврал по судну и лед колется, сбрасывается за борт. Дело в том, что обледенение может идти и равномерно по всему судну, но с увеличением льда на верхних палубах, мачтах, такелаже центр тяжести изменяется, и получается опрокидывание.

— Нельзя обработать противоледными реагентам, как самолеты?

— Нет, это бесполезно. Много лет над этим вопросом работали, но не придумали действий борьбы со льдом. Пытались и паром его уничтожать, и нагревательными приборами, но, когда идет обледенение судна, лом, пешня, кувалда, лопаты — только это самый эффективный способ. Но тут ударили нешуточные морозы.

— Какая сейчас погода, что такое нешуточные морозы для Мурманска?

— Для Мурманска одна погода, а там, в Баренцевом море, если температура воздуха минус 10-15 — это еще ничего, но если с ветром, то с волны срываются брызги, и моментально на палубе, на такелаже эти брызги превращаются в лед, лед растет буквально на глазах.

— Есть какие-то правила, что до какой-то температуры воздуха на месте, куда идет судно, можно выходить из порта, при каких-то условиях нельзя?

— По температурам — нет, есть по шторму, малые суда в штормовых условиях должны искать укрытие. В 2012 году это судно прошло модернизацию: корпус удлинили на 8 метров.

— Спасли двух человек, их нашли, они были в гидрокостюмах. Обычно в такую погоду вся команда так одета?

— Костюмы постоянно не носят, потому что в них неудобно работать, костюмы надеваются непосредственно при оставлении судна. На мостике три костюма находятся для вахты, остальные все костюмы у каждого в каюте.

Судно «Онега» было исправно, причиной ЧП стали плохие погодные условия, передает ТАСС со ссылкой на судовладельца. В Росрыболовстве считают, что причиной крушения могло стать сочетание неблагоприятных погодных условий и пренебрежения техникой безопасности. Но в шторм моряки могли просто не успеть воспользоваться шлюпками, даже если соблюдались все меры, рассказал Business FM член экипажа одного из траулеров Баренцева моря Геннадий.

— По-моему, сейчас как раз начался сезон в Баренцевом море.

— В разное время года условия для рыбаков по выходу, по оплате одинаковые или разные?

— От сезона ничего не меняется: что наловил, то и получил. За рейс нормально моряки зарабатывают, минимум 450 тысяч. Если хорошая контора, конечно, и смотря где рыбу сдают. Очень мало, кто работает по Мурманску, все сдают в Норвегии.

— Колхоз Калинина хорошей славой пользуется?

— Конечно, хорошая контора. Существует как минимум с 2000-х годов.

— Что касается договоров и компенсаций, наверняка есть какой-то стандартный пункт, потому что это опасно.

— Условия там вообще не оговариваются. Такого нет, что, например, ты попал в шторм и тебе сразу деньги начали капать. Все пожарные ситуации, обледенения — это штатные ситуации, и люди работают по штату. Случилось обледенение, например, капитан дал указание — все, начинаем откалывание льда.

— То есть, если случается что-то трагическое, то это уже вопрос страховки? Сами или компания вас страховала?

— Не было такого. В данной ситуации я, конечно, не могу судить о том, что там произошло. Есть спасательные средства, плотики, они даже плотиками не воспользовались. Или гидрокостюмы. Но в такой воде, как в Баренцевом море, минут 30-40 можно находиться, не больше, потому что замерзаешь.

Такие трагедии в северных морях, к сожалению, происходят слишком часто, и шансов спастись у моряков практически нет, говорит главный редактор сетевого издания «Морской бюллетень» Михаил Войтенко.

— При обледенении действительно гибли и гибнут в основном рыболовные суда, потому что они небольшие, работают в районах с опасными метеорологическими условиями. Может быть, не рассчитали, может быть куча причин, которые мы так никогда и не узнаем. Это не необычный вид катастрофы для такого рода судов.

— Сколько времени на спасение есть в таких ситуациях, какой-то совсем короткий промежуток?

— Совсем короткий, счет идет буквально на минуты. Есть шкала выживаемости человека в воде в зависимости от ее температуры. И если температура плюс 2-4, около нуля, то 5-10 минут, может быть, 15 минут, и все. Даже если бы люди работали в теплоизоляционных спасательных костюмах, то и там время достаточно ограниченное — 20 минут, полчаса, может быть, от силы час. А они наверняка работали в том, во что одеты обычно.

Транспортная прокуратура начала проверку после затопления «Онеги». Следственный комитет возбудил уголовное дело по ч. 3 ст. 263 УК РФ («нарушение правил безопасности движения и эксплуатации морского и внутреннего водного транспорта»).

Президент Владимир Путин выразил соболезнования семьям погибших моряков. Соболезования также выразил премьер Михаил Мишустин и поручил вице-премьеру Виктории Абрамченко взять на контроль ситуацию с крушением судна. Губернатор Мурманской области Андрей Чибис поручил профильным министерствам правительства оказать помощь семьям моряков с затонувшего судна. Большинство членов экипажа были уроженцами Мурманской области, на борту были уроженцы других регионов РФ и бывших союзных республик, а также один родившийся в Сьерра-Леоне, сообщил РИА Новости источник. По данным МЧС, высота волн в районе крушения в Баренцевом море сейчас 4 метра, температура воздуха минус 20 градусов.

Рекомендуем:

Фотоистории

Рекомендуем:

Фотоистории
BFM.ru на вашем мобильном
Посмотреть инструкцию