16+
Вторник, 23 апреля 2024
  • BRENT $ 87.87 / ₽ 8197
  • RTS1163.50
25 ноября 2020, 07:12 Недвижимость

Архитектурный код — 2020: «Кто забронзовеет, того и подвинут»

Лента новостей

Как непростой 2020 год повлиял на архитектурную жизнь в стране в целом и на работу архитектурных бюро в частности?

Фото: Вячеслав Прокофьев/ТАСС

Среди игроков рынка недвижимости есть творческая каста, которая, подводя итоги года, никогда не делает упор на статистику, динамику, соотношение и все прочее, в основе чего лежат математические упражнения ума. Когда уходящий год оценивают архитекторы, им, поверьте, не слишком важно, сколько в целом по стране архитектурных конкурсов проведено, концепций разработано и проектов заявлено, — хотя в заканчивающемся 2020-м все это было и, несмотря на обстоятельства, в немалых объемах и с весьма впечатляющими результатами.

И все-таки архитекторы не о статданных — они, что называется, о времени и о себе. О победах и тревогах этого времени — и сразу о своем личном участии в первых и личном отношении ко вторым. Рационально о своей сегодняшней востребованности — и тут же философски о происходящих тектонических сдвигах в архитектурном мироустройстве и готовности профессии «архитектор» к наступившим переменам. Как бился пульс архитектурных мастерских в этом году? Во что противоречивый 2020-й превратил уютно-знакомое «дважды два» и правда ли, что архитекторы и мы вместе с ними больше никогда не вернемся к ответу «четыре»?

Александр Змеул, главный редактор проекта Archspace

«Однозначно утверждать, что все было плохо, конечно, нельзя. Если мы говорим про большую архитектуру, где инерция весьма велика, а цикл проектов — это далеко не один год, то здесь никакого явного провала нет: мы видим, как на фоне ипотечного бума на рынок выводятся все новые и новые жилые проекты, а за каждым проектом стоят архитекторы, пусть и не всегда именитые. Другое дело интерьеры: по понятным причинам в области заказов на проектирование ресторанов, магазинов, развлекательных центров случился мощный провал. А вот если взять рабочие пространства, здесь заказы есть, хотя и в меньшем объеме, чем раньше, и с однозначно меньшими бюджетами. Появляются и новые задачи — например, сделать перепланировку существующих офисов с учетом изменившейся ситуации. Важным игроком остается государство с его разнообразными программами: скажем, благоустройство или реновация — это ведь тоже архитектурные заказы. Смысловой символ нынешнего года — удаленка, на которую архитекторы, как и почти все, ушли в какой-то момент. Мне кажется, если мы говорим о выпуске проектной документации, то в удаленной работе нет никаких проблем, а вот для решения творческих задач, для мозговых штурмов, для рождения и развития идей нужно человеческое общение, которого архитекторам сейчас очень не хватает».

Юлий Борисов, руководитель компании UNK project

«Прошедший год я считаю для нашей компании успешным. В какой-то момент и у нас были проблемы, мы готовились к локдауну, но сейчас у нас даже больше проектов, чем мы можем сделать, поэтому работаем лишь над теми, где у нас с клиентами соприкасаются точки зрения. Порой отказываемся и от больших проектов, так как считаем, что качество превыше количества. Лично мне стало комфортнее — резко выросла эффективность по сравнению с доковидными временами. Встречи с клиентами, внешние и внутренние мероприятия проводятся в онлайн-формате, что экономит время. Диджитализация всюду. Заседания архсовета, куда я вошел в этом году, также проводятся онлайн. С одной стороны, мы удалились друг от друга, а с другой — стали ближе: теперь ты видишь крупно лицо человека, который принимает решение, у тебя есть возможность задать ему вопрос и получить ответ. Общение стало более камерным, интимным. Парадокс в этом есть, но диалог стал более прозрачным и понятным. Урок 2020 года в том, что мир меняется намного быстрее, чем мы можем себе представить, и этих изменений не надо бояться, надо быть гибкими. С каждым таким изменением мир становится более многогранным и сложным. Он всегда идет по пути усложнения, а появившиеся технологии позволяют прикладывать свое умение, талант и компетенции в любой точке пространства. Выходит, мир стал еще более глобальным».

Павел Отрощенко, генеральный директор архитектурного бюро Front Architecture

«Несмотря на сложный год, работы было много. Конечно, из-за неопределенности год получился нервным — никто не знал, чего ждать, где убудет, прибудет и во что этот год выльется. Но мы, архитекторы, в хорошем смысле ремесленники, и наше ремесло всегда востребовано. Когда у нас «провисают» новые заказы в одних сегментах, то начинаются всплески в других. Сегодня, как ни странно, возник бум на архитектурные концепции в жилом секторе, причем во всех его сегментах. Также наметилась серьезная динамика в курортной недвижимости. Появляется много проектов в индустрии гостеприимства не только в таких «намоленных» регионах, как побережье Краснодарского края, Калининградская область, Крым, но и в менее известных — как Мурманская область или Хабаровский край. Причем запросы идут не на индивидуальные проекты, а на комплексное развитие пространств и создание точек притяжения. Очевидно, страна готовится предложить новые возможности для внутреннего туризма. Отрадно, что наши текущие проекты не застопорились и реализуются, — для архитекторов очень важно воплощение их идей. Так, в ноябре открылся отель Mövenpick Moscow Taganskaya, пусть и с некоторым опозданием — он стал пока единственной гостиничной новинкой 2020 года. Активно достраивается наш проект Adagio Le Rond в Сочи, заканчивается строительство корпоративного университета Новолипецкого металлургического комбината, хотя стройки останавливались на полтора-два месяца и сроки перенесли на весну 2021 года. Естественно, в этом году на какое-то время изменялся график и сам принцип авторского надзора: приходилось удаленно принимать решения. Но вообще, «коронакризисные» ограничения практически не сказались на работе нашего бюро: профессия «архитектор» позволяет быстро адаптироваться к удаленной работе».

Александр Балабин, основатель архитектурного бюро «Северин проект»

«Спрос на авторскую архитектуру не изменился: его будет ровно столько, сколько и раньше. Доходы и запросы healthy-wealthy people (богатых и успешных) остались на докризисном уровне. Кризис больше повлиял на тех, у кого денег и так было мало. Тем не менее рынок всегда хочет чего-то свежего и нового, поэтому кто забронзовеет, того подвинут. Все текущие стройки по нашим проектам стартовали до пандемии — в основном это жилье бизнес-класса и массового сегмента, а еще мы строим винотеку с дегустационным залом в районе Анапы. Все объекты находятся в завершающей стадии строительства, некоторые уже введены в эксплуатацию. Обсуждаем новые проекты, в их числе крупнотоннажные жилые комплексы, объекты социального назначения — пансионаты для пожилых, из нового — уже начали проектировать несколько небольших кинотеатров. Вот что ощутимо сократилось, так это число запросов на ретейл-объекты: раньше торговые центры давали больше половины от общего объема заказов, а в последнее время здесь все сошло на нет. Все-таки жилье — это как продукты питания, предмет первой необходимости, а торговых комплексов строится гораздо меньше, и полупустые мегамоллы вполне могут стать привычным явлением.

Кризис дал определенный толчок отрасли, вопрос в том, куда все это нас приведет. Надолго ли хватит инерции от этого толчка — или же она затухнет и мы вернемся к докризисному формату жизни и работы? Где мы все окажемся по факту выхода из этого кризиса? Когда это произойдет? Более или менее точных ответов на эти вопросы нет ни у кого, я полагаю. Те, кто будут настойчивы, останутся в своей профессии. Время кризиса — это в первую очередь время само по себе, его отдельный промежуток. В течение этого «кризиса» уже успели массово внедриться новые тенденции в технологии и организации проектирования, не требующие постоянного пребывания специалистов в офисе. Раньше я и сам был нацелен на экстенсивное развитие и захват соседских территорий — до начала лета 2020 года общая площадь нашего офиса была около 1500 «квадратов». Сейчас мы сократились в разы: когда люди сидят дома, платить за пустующие квадратные метры по ставке, которую никто не снизил, бессмысленно. Полагаю, эта тенденция повлияет и на штатное расписание средних и крупных проектных компаний: большое число постоянных сотрудников и офисы в сотни метров вряд ли скоро снова станут востребованы».

Онлайн вряд ли полностью заменит офлайн, люди все равно будут хотеть общаться или просто получать удовольствие от материального мира. Но тенденция сетевого сосредоточения производственных ресурсов в проектировании совершенно точно будет нарастать с каждым месяцем, говорит Александр Балабин. Он уверен: мобильность, экономичность, проектная основа формирования команд архитекторов, конструкторов, инженеров, как это давно практикуется в Европе, — наше архитектурное сегодня и теперь уже завтра и послезавтра.

Рекомендуем:

Фотоистории

Рекомендуем:

Фотоистории
BFM.ru на вашем мобильном
Посмотреть инструкцию