16+
Вторник, 23 апреля 2024
  • BRENT $ 87.03 / ₽ 8116
  • RTS1169.57
17 сентября 2020, 12:13 Право

Польская прокуратура хочет арестовать диспетчеров из Смоленска по делу о крушении самолета Качиньского

Лента новостей

Их обвинили в умышленном доведении до авиакатастрофы, в которой погибли 96 человек, включая президента Польши и высшее командование страны

Фото: ТАСС/ Максим Шеметов

Обновлено в 14:18

Национальная прокуратура Польши обвиняет трех российских диспетчеров в умышленном провоцировании авиакатастрофы «борта номер один» в 2010 году под Смоленском и хочет их арестовать. Соответствующий запрос направлен в суд Варшавы.

Межгосударственный авиационный комитет еще в 2011 году пришел к выводу о том, что катастрофа произошла из-за действий экипажа, который пытался посадить самолет в трудных метеоусловиях. Сначала Польша с этим согласилась, но затем вторая правительственная комиссия заявила, что крушение произошло в результате взрывов на борту. Теперь, согласно польской версии, виноваты диспетчеры.

Комментируя намерение Польши арестовать российских диспетчеров, пресс-секретарь президента Дмитрий Песков заявил агентству РИА Новости, что их выдача невозможна по законодательству РФ.

Какие-то следственные действия по запросу Польши Россия провести может, говорит старший партнер адвокатского бюро Forward Legal Алексей Карпенко.

— Российская Федерация по конституции своих граждан не выдает. Будет ли российская сторона по запросу польской стороны проводить какие-то следственные действия с российскими авиадиспетчерами? Я думаю, да, потому что существуют соответствующие многосторонние конвенции плюс двусторонние соглашения о помощи по уголовным делам. И Российская Федерация может, например, провести допрос авиадиспетчеров, задать вопросы, которые будут содержаться в запросе польской стороны, направить польской стороне ответы. Российская сторона по запросу польской стороны может провести определенные следственные действия, какие-то экспертизы, какие-то осмотры.

— Прошло десять лет. Такие дела имеют какой-то срок давности?

— Их привлекают к уголовной ответственности по польскому законодательству. Это вопрос национального законодательства. Обычная практика — пять-восемь лет.

— Эти люди, которыми интересуются правоохранители и следственные органы Польши, в жизни оказываются ограничены в плане выезда за рубеж?

— Абсолютно верно. Помимо запроса в страну выдачи, в данном случае России, направляется запрос в Интерпол с требованием задержать и передать в случае пересечения границ государств — участников конвенции. Участники конвенции Интерпола — это практически весь мир.

Источник «Интерфакса», знакомый с ситуацией, также отметил, что выдача россиян противоречит основному закону страны. Он подчеркнул: «Все, что можно, российская сторона по этому делу выполнила».

Представитель генпрокуратуры Польши ранее сообщила РИА Новости имена авиадиспетчеров, работавших на аэродроме Смоленск-Северный, — это Павел П., Виктор Р. и Николай К. Польское законодательство запрещает называть полные фамилии лиц, в отношении которых ведутся процессуальные действия.

В начале августа официальный представитель МИД России Мария Захарова заявила, что повторное расследование крушения самолета Ту-154 превратилось в «бесконечный фантазийный процесс».

Почему Варшава сколь упорна, столь и непостоянна в вопросе расследования авиакатастрофы? Мнение председателя президиума Совета по внешней и оборонной политике, главного редактора журнала «Россия в глобальной политике» Федора Лукьянова:

— Это ведь борьба не только с Россией, но еще и с внутренней оппозицией, потому что консерваторы обвиняют тогдашнего премьер-министра Туска в сговоре с русскими, что они если и не договорились убить президента Польши, то уж точно покрывали преступление России. Поэтому вся эта эпопея имеет внутриполитический компонент в Польше. Плюс к этому, я подозреваю, что туда добавляется довольно сильный личный элемент. Все-таки лидер польских консерваторов Ярослав Качиньский потерял брата-близнеца, и такое впечатление, что эта потеря для него крайне невыносима до сих пор и он стремится найти виновных. Есть политика, а есть просто человеческий аспект.

— Если рассматривать все остальные темы, где Польша является активным участником, например «Северный поток», Белоруссия, это решение может создать негативный фон по каким-то другим вопросам?

— Это действительно очень личное и очень трагическое во всех смыслах. Был и символический момент, учитывая, куда летел самолет Качиньского и что там был за повод, поэтому я бы не увязывал именно эту тему со всем остальным.

Президент Польши Лех Качиньский с супругой, а также польской делегацией в составе известных политиков и высшего военного командования летел в Россию на траурные мероприятия по случаю 70-й годовщины Катынского расстрела. При заходе на посадку в Смоленске в условиях сильного тумана самолет столкнулся с деревьями и разбился.

Рекомендуем:

Фотоистории

Рекомендуем:

Фотоистории
BFM.ru на вашем мобильном
Посмотреть инструкцию