16+
Суббота, 20 апреля 2024
  • BRENT $ 87.39 / ₽ 8166
  • RTS1173.68
20 апреля 2020, 20:35 ФинансыРынки

Стоимость нефти WTI упала ниже нуля

Лента новостей

Стоимость фьючерса нефти марки WTI с поставкой в мае упала до рекордно низких значений: почти до минус 40 долларов. Исторический минимум до этого составлял 9,75 доллара за баррель (в плюсе)

Фото: Dado Ruvic/Reuters

Обновлено 21 апреля в 12:46

Цена нефти марки WTI с поставкой в мае упала ниже одного доллара — впервые в истории. Об этом свидетельствуют данные торгов на бирже ICE в Лондоне. В моменте американская смесь стоила 16 центов, а потом стоимость опустилась до нуля. К 21:23 WTI торговалась в отрицательных значениях — минус 7,5 доллара, а после и вовсе — почти до минус 40 долларов (37,6 доллара за баррель).

Вслед за этим ушла в минус и российская Urals — до 2 долларов ниже нуля. Это спотовые цены (немедленная поставка). В минусе и североморская марка Brent, опять же, речь пока не идет о майских фьючерсах.

В Кремле призвали не придавать апокалиптическую окраску обвалу цен на нефть. Пресс-секретарь президента Дмитрий Песков назвал падение цен на майские фьючерсы спекулятивным моментом.

Как отмечают «Ведомости», если цена отрицательная, производители платят покупателям за то, чтобы они забирали нефть. Это позволяет предотвратить закрытие месторождений.

О чем свидетельствует падение стоимости американской смеси до нуля, рассуждает генеральный директор Фонда национальной энергобезопасности Константин Симонов.

Константин СимоновКонстантин Симонов генеральный директор Фонда национальной энергетической безопасности «В Америке пока наступил на май «нефтяной коммунизм». Цена уже не только нулевая, но и отрицательная. То есть нефть сегодня является бесплатной. Это отражает панику на американской бирже, но это еще не означает, что завтра цена на Brent тоже будет минус два доллара, и на Urals тоже. То есть это американская история и американская игра. Казалось бы, даже для нас в чем-то она может быть позитивная, потому что у нас тоже были давние ожидания, что американским сланцевикам придется худо. Думаю, сейчас идет такая сознательная спекулятивная игра в США. Игра действительно в такие ужастики, потому что нефть никогда не была бесплатной в Штатах, а теперь такая фантасмагоричная картина, которая рисует достаточно мрачные перспективы. Но в этом плане мы должны спросить: а кому в США выгодна такая паническая история? Я думаю, что прежде всего она выгодна оппонентам Трампа, потому что они получили уникальный шанс проломить ход избирательной кампании в США. И вообще вся эта экономика коронавируса на глазах ухудшила электоральную перспективу Трампа, потому что экономика была его главным козырем, и теперь он на глазах рассыпается. Но при этом нефть западного Техаса не является для нас ценовым ориентиром — у нас своих проблем с нефтью выше крыше. Просто это не означает, что нефть Urals стоит ноль рублей, это не так».

Ситуацию на нефтяном рынке комментирует биржевой обозреватель Business FM Алексей Завьялов. Вот что он сказал, когда цена WTI ушла ниже отметки в 3 доллара за баррель:

Алексей ЗавьяловАлексей Завьялов биржевой обозреватель Business FM «Действительно рынок нефти в Нью-Йорке сегодня испытал сильнейшее падение, и такое падение мало кто помнит — да, наверное, вообще никто из тех, кто хоть когда-то занимался финансами, торговал на финансовом рынке, на рынке сырья. Такого падения не было даже в 30-е годы, когда нефть стоила около 20 центов за один баррель. В пересчете на текущие инфляционные показатели, наверное, все-таки это будет где-то около 10-11 долларов. По рыночным слухам, два-три крупных фонда должны были закрывать эти майские контракты, и, видимо, спекулянты, зная, что пойдут большие объемы на закрытие контрактов, решили подлить масла в огонь. Но успокаивает то, что есть не только майский контракт, это мы все прекрасно знаем. Завтра мы про этот майский контракт уже забудем, а уже будет торговаться контракт июньский, и вот здесь ситуация выглядит гораздо лучше. Да, падение тоже сильное — около 10%, даже больше 10% уже по июньскому контракту, но июньский контракт стоил больше 22 долларов, когда майский стоил 3. Однако, на самом деле, недоверие на рынке присутствует, прежде всего недоверие к новой сделке ОПЕК+ или ОПЕК++, ее называть можно как угодно. Прогнозы строятся мрачные, прежде всего, на апрель. Они касаются спроса на сырую нефть, и насколько этот спрос упадет, мы точно не знаем, узнаем в мае, когда будет появляться официальная статистика, но пока мы видим страшные прогнозы: они гласят, что в апреле спрос может упасть и на 30 млн баррелей в сутки. Это очень много, это будет рекордное падение за всю историю подсчета этих показателей. Помимо этого, если брать отчет Международного энергетического агентства, рынок нефти потеряет в спросе более 9 млн по итогам всего 2020 года. Такого тоже никогда не было, так что ситуация остается крайне сложной, и здесь единственное, что может спасти ситуацию на рынке нефти, это когда все-таки экономика начнет выходить из этого карантинного кризиса. Тогда мы будем наблюдать, что темпы падения спроса будут постепенно сокращаться и нефтеперерабатывающие заводы будут более активно работать и больше потреблять сырой нефти. Сейчас такого нет, сейчас есть страх. И еще один важный страх, который может реализоваться, — это страх того, что переполнятся хранилища, трубопроводные системы, и по факту хранить нефть будет негде, вот тогда действительно будет очень сложный период. И, кстати, в ближайшие две-три недели этот период наступит, и тогда уже можно будет сделать все окончательные выводы. Но я бы не паниковал на самом деле, я бы дождался реальных цифр хотя бы за апрель, и тогда действительно грамотные игроки сделают свои выводы».

Позднее июньские фьючерсы также перешли к падению, теряя к 21:17 около 16% — на тот момент речь шла о 21 долларе за баррель.

Исторический минимум стоимости американской смеси до этого составлял 9,75 доллара за баррель. Мировые цены на нефть падают на фоне рекордного за 25 лет снижения спроса, который связан с распространением коронавируса и его влиянием на экономику, в частности, с ограничениями в различных странах.

После обвала нефть WTI пошла в рост. Майский фьючерс на Нью-Йоркской торговой бирже подрос на 104%, до 1 доллара 56 центов за баррель. Июньские фьючерсы торгуются выше 21 доллара.

Дональд Трамп считает, что обвал цен на WTI будет недолгим. Он объявил о намерении заполнить стратегический нефтяной резерв страны. О том, как в США реагируют на обвал нефти, рассказывает профессор политологии Университета штата Теннесси, доктор экономических наук Андрей Коробков.

Андрей КоробковАндрей Коробков профессор политологии Университета штата Теннесси «Реакция, конечно, совершенно шоковая, и ожидания самые неприятные. Хотя все понимают, что удар, который приняли нефтяные рынки в понедельник, сам по себе временный. Это связано с истечением контрактов, которые заключались на май, и этот контракт был заключен до того, как было достигнуто сокращение добычи нефти на 10%, примерно на 10 млн баррелей в день. Но штука в том, что соглашение было достигнуто о сокращении на 10 млн баррелей, а реальное падение спроса дошло почти до 30 млн баррелей в сутки. При том что, например, в Индии спрос на дорожное топливо, типа бензина, упал на 50%. В других странах ситуация не лучше. Это касается и США. Есть места, где цена на бензин опустилась уже ниже 25 центов за литр. Но потребителей это мало радует, потому что передвижение на своем транспорте для очень значительной части населения и так свелось практически до нуля, и все понимают, что это отражает очень глубокий экономический кризис, который разворачивается в стране, поэтому, несмотря на это колоссальное снижение, никаких выражений радости по этому поводу не наблюдается».

Нефть марки Brent 21 апреля на бирже в Лондоне опустилась ниже 24 долларов за баррель впервые с 30 марта. Между тем цена на бензин на российском оптовом рынке упала ниже себестоимости. Как пишет РБК со ссылкой на экспертов «Аналитика товарных рынков», каждую тонну компании продают с убытком в несколько тысяч рублей.О ситуации на российском рынке говорит президент Независимого топливного союза Павел Баженов.

Павел Баженов Павел Баженов президент Независимого топливного союза «Нефтяным компаниям поставлять на внутренний рынок невыгодно, это действительно факт. У нас переработка в глубоких убытках, это тоже факт. Все дело в том, что система регулирования, которая у нас сейчас на рынке, в первую очередь система налогообложения, просто убивает экономику переработки. Помимо НДС, помимо акциза по бензину — это 12,5 тысячи рублей, по итогам марта нефтяные компании заплатили по демпфирующему механизму еще 17 тысяч рублей к тонне. Это все мы говорим про 92-й бензин. А учитывая, что, несмотря на потуги наших регуляторов по сдерживанию внутренних оптовых цен, они все равно реагируют и на внешнюю конъюнктуру, и на серьезное падение спроса на внутреннем рынке, а на заправках объемы продаж упали от 30 до 70% из-за самоизоляции, пока этому всему конца и края не видно, и получается, что оптовые цены скорректировались, и сегодня налогов в этой оптовой цене столько, что компаниям просто невыгодно грузить на внутренний рынок».

Замглавы Совета безопасности России Дмитрий Медведев написал в Facebook, что обвал нефтяных котировок напоминает «картельный сговор». «Вероятно, в будущем принципы торговли нефтью могут измениться, например, с учетом опыта заключения долгосрочных энергетических контрактов, использующих принцип «бери или плати» (take or pay)», — добавил Медведев. Заявление комментирует директор центра политологических исследований Финансового университета Павел Салин.

Павел СалинПавел Салиндиректор Центра политологических исследований Финансового университета при правительстве РФ«Вопрос, является ли это заявление Медведева его собственной инициативой или оно предпринято по просьбе Владимира Путина, как предыдущее заявление регионам относительно коронавирусной политики. То заявление действительно было предпринято по просьбе Владимира Путина, который еще сам не принял решение, что он активно подключается к этой ситуации, такое решение он принял позже, а решил обозначить участие федерального центра через Медведева, а потом через Мишустина. А насчет этого заявления не совсем ясно, это по просьбе Владимира Путина или личная инициатива Дмитрия Медведева, который знает, какие настроения и какие планы существуют в Кремле в контексте беспокойства относительно перспектив низких цен на нефть. Но в любом случае, сделано это по просьбе Владимира Путина или самостоятельная инициатива, это заявление действительно не повлечет за собой никакой серьезной реакции, потому что в процессе отношений России с контрагентами на нефтяном рынке Дмитрий Медведев не является субъектом, то есть от него ничего не зависит. Если подобное же заявление прозвучит из уст чиновника, который отвечает за нефтяные дела, даже не президента, а профильного министра, то реакция последует».

Вместе с нефтью дешевеет и газ, сильнее всего — в Великобритании. Цена с поставкой 21 апреля там упала ниже 50 долларов за тысячу кубометров. Это ниже цены газа в России — на западе страны он стоит около 64 долларов, отмечает «Интерфакс».

Рекомендуем:

Фотоистории

Рекомендуем:

Фотоистории
BFM.ru на вашем мобильном
Посмотреть инструкцию