«США не давали зеленый свет». Трамп ввел санкции против Турции из-за операции в Сирии
Лента новостей
Ограничительные меры включают блокировку собственности «определенных лиц» и ограничение их въезда на территорию США. Как уточняется, шаг предпринят, чтобы Турция прекратила огонь и завершила операцию
Обновлено в 12:36
США ввели санкции против Турции, требуя прекратить военную операцию в Сирии. Об этом говорится в заявлении госсекретаря Майка Помпео. Ограничительные меры затронут трех министров и два министерства — обороны и энергетики.
Кроме того, Дональд Трамп пригрозил повысить для Анкары пошлины на сталь. «США не давали Турции зеленый свет на вторжение в Сирию», — цитирует Reuters вице-президента Майка Пенса.
Турция начала военную операцию на северо-востоке Сирии на прошлой неделе. Ее цель, как утверждает Анкара, заключается в вытеснении курдских «Отрядов народной самообороны» от границы, где планируется создать зону безопасности.
США, начав вывод своего контингента из региона, фактически отказали в поддержке курдам. Как написал Трамп в Twitter, «защищать курдов может кто угодно — хоть Россия, хоть Китай, хоть Наполеон Бонапарт».
Позицию США комментирует профессор политологии Университета штата Теннесси Андрей Коробков.
Андрей Коробков профессор политологии Университета штата Теннесси «Трамп, естественно, обращается здесь отнюдь не к России, хотя об этом говорится. Он говорит своим союзникам по НАТО, которые сейчас льют слезы по поводу курдов: ребята, если вас так это волнует, вы имеете полное право послать туда своих солдат. Естественно, ни французы, ни англичане, ни немцы не имеют никакого желания посылать свои войска. Позиция США совершенно последовательна в том плане, что Трамп с самого начала, с 2015 года, заявил, что против участия во внешних военных конфликтах, и все попытки его втянуть, скажем, в кризис Венесуэле, в Сирии, в целом ряде других регионов ни к чему не привели. Он до конца все-таки не отдавал себе отчет, что, делая это, он наступает на мозоли не только демократам, но и правым республиканцам. Поэтому Трампу сейчас приходится маневрировать, он не хочет возвращаться в военном смысле в Сирию, но при этом понимает, что ему нужно идти на какие-то уступки ультраправым. Поэтому начинается давление на Турцию, будут рассматриваться еще какие-то варианты, в частности он заявил, что, может быть, будет переброска войск в Саудовскую Аравию, что само по себе, кстати, принесет очень большие проблемы».
Американские военные поспешно покидают сирийский город Манбидж и передают его под контроль России, сообщает журнал Newsweek со ссылкой на свой источник в Пентагоне. Это происходит на фоне наступления турецкой армии на этот город. По сведениям издания, США и Россия договорились о передаче контроля над стратегически важным городом.
Накануне в город вошли подразделения правительственной армии Сирии. Агентство Ruptly опубликовало видео, как конвой сирийских сил встретился на трассе с американскими бронеавтомобилями, которые покинули Манбидж. Военные никак не отреагировали друг на друга.
Россия в этой ситуации будет арбитром, считает старший научный сотрудник Института востоковедения РАН Владимир Сотников.
Владимир Сотников старший научный сотрудник Института востоковедения РАН «Поскольку российский контингент есть в Сирии, естественно, для предотвращения, во-первых, столкновения между турецкими военными частями и Сирийской национальной армии, а во-вторых, для того чтобы этот конфликт со стороны Турции, которая бьет по курдам, не разрастался, Россия взяла на себя такую миссию. Американцы поступили по-своему: они решили, как обещал президент Трамп, оставить эту территорию, и действительно была такая договоренность между военными Америки и России. В противном случае получилось бы, что все находящиеся на территории независимой Сирии войска были бы в каких-то столкновениях. Манбидж так важен, потому что там курды, там есть сирийцы, есть части боевиков ИГИЛ (запрещен в России. — Business FM), которые охраняются курдами. Они сейчас под натиском Турции могут снять это охранение. Это просто такой стратегический район».
Открытого противостояния между турецкой армией и российскими военными не будет, считает эксперт по Ближнему Востоку Станислав Иванов. Он напоминает, что у двух сторон уже был опыт взаимодействия в Алеппо.
Станислав Иванов эксперт по Ближнему Востоку «Во-первых, есть контакты по линии генеральных штабов. Во-вторых, и на месте контакт установлен. В Хмеймиме у нас есть центр, который с турецкими постами, с турецкими войсками в тесном контакте. Скорее всего, будут какие-то договоренности, где кто должен остаться. Как примерно в Африне, провинции Алеппо, когда турки проводили операцию «Оливковая ветвь», мы договорились, что выведем оттуда подразделения военной полиции и позволим турецким вооруженным силам вытеснить курдов и на какую-ту глубину, может быть, на всю провинцию, распространить свое влияние. Очевидно, здесь так же, на северо-востоке, как было на северо-западе, будет взаимодействие, никаких открытых столкновений с союзниками быть не должно. Неслучайно выступило наше руководство, что мы обратились к турецкому руководству, чтобы эта операция проводилась в определенных рамках и не наносила ущерба мирному населению».
Между тем российское Минобороны отвергло обвинения The New York Times. В статье газеты под заголовком «Двенадцать часов. Четыре разбомбленных сирийских госпиталя. Один виновник: Россия» упоминался подземный госпиталь на юге сирийской провинции Идлиб, по которому в начале мая российская авиация, по утверждению NYT, нанесла удар.
Официальный представитель Минобороны России Игорь Конашенков отметил, что на самом деле этот госпиталь — бункер террористов в пещере, где невозможно было соблюсти даже минимальные условия для лечения людей. По его словам, подобная пещера была показана неделю назад российским и иностранным журналистам. Внутри находилось защищенное убежище со складами оружия, боеприпасов и техники.
Расследование NYT уйдет на второй план на фоне турецкой военной операции в Сирии, уверен руководитель центра международной безопасности Института мировой экономики и международных отношений РАН Алексей Арбатов.
Алексей Арбатов руководитель центра международной безопасности Института мировой экономики и международных отношений РАН «Сейчас, на фоне турецкой агрессии против Сирии, она не будет раздута, хотя аналогии будут проводить. Просто здесь это не раздувается никак официально, потому что администрация сейчас под ударом по поводу предательства курдов и агрессии турков со всевозможными преступлениями против в том числе мирных жителей. Поэтому здесь эта тема сейчас не поднимается, чтобы лишний раз не привлекать внимания, чтобы не дать повод сказать: «А вы-то что творите? Ваш союзник Турция вообще не ударил с воздуха, а вообще, война настоящая: танки, артиллерия, города и мирные жители уже, погибших много и беженцев огромное количество». На Министерство обороны США это заявление всерьез не повлияет, они его отвергнут».
Упомянутый госпиталь находится в зоне деэскалации под контролем запрещенной в России «Джебхат ан-Нусры». По словам Конашенкова, материал NYT появился сразу после разоблачительных материалов о реальном предназначении пещер террористов в Идлибе. Данный факт представитель Минобороны назвал «странным совпадением».