Ассоциация банков России предлагает блокировать банковские карты из-за подозрительных денег
Лента новостей
Предлагается замораживать счета, на которые могли поступить деньги от мошенников. Это будет возможно после обращения пострадавшего клиента, у которого похитили средства, или по запросу силовых структур
Обновлено в 16:11
Ассоциация банков России (АБР) анонсировала заседание комитета по информбезопасности, на котором обсудят поправки к закону «О национальной платежной системе». Встреча состоится 27 августа, пишет газета «Коммерсантъ».
В частности, банки предлагают внести в законы поправки, которые позволят блокировать карты на срок до 30 дней при подозрении в зачислении на них мошеннически списанных средств. Заморозка карты будет возможна после обращения пострадавшего клиента, у которого похитили средства, или по запросу силовых структур.
О том, как может действовать новый механизм, рассказал вице-президент АБР Алексей Войлуков.
— Речь идет о ситуации, когда клиент обращается в свой банк или банк сообщает клиенту о том, что у него были похищены деньги. То есть деньги уже списаны с его счета, и, естественно, банк знает, куда они были перечислены, в какой банк. Но сегодня отсутствует правовой механизм, с помощью которого можно вернуть эти деньги по заявлению клиента. То есть это не банк-получатель должен отслеживать, какие деньги пришли, это именно обращение к нему, в службу безопасности других банков по требованию того клиента, у которого деньги были похищены.
— Какие-то компенсации предусмотрены в случае, если это несправедливая блокировка, незаконная, ошибочная? Не разобрались, заблокировали, а я на 30 дней без средств осталась.
— Сейчас сложно это обсуждать, потому что весь этот механизм вообще не прописан, неизвестно, каким образом он будет действовать. Естественно, должны быть продуманы механизмы, которые позволят добропорядочному гражданину представить доказательства и объяснить, что это его средства, они законные, и вернуть назад. Но обсуждаются и другие варианты: например, замораживание конкретной суммы, которую уже доказательно похитили у клиента на этом счете. То есть блокировать не всю карту, а только ту сумму, по которой есть доказательства, что она незаконно списана.
Пострадавший клиент, который лишился денег, сначала должен зайти в полицию, чтобы получить талон-уведомление, и уже потом идти с заявлением в банк, куда перевели его средства. Правда, счет мошенников к тому моменту, скорее всего, окажется пуст. Все деньги успеют снять еще до того, как пострадавший обратится к силовикам: на межбанковские переводы хватает нескольких секунд.
В России уже работает система защиты клиентов, отмечает генеральный директор компании «Информзащита» Сергей Шерстобитов.
—Сейчас между банками выстраивается очень тесное взаимодействие о предотвращении мошенничества. Они обмениваются достаточно эффективно информацией о том, кто, как, когда занимается какого рода мошенничествами. Если мошенническая схема удалась на этапе банка-отправителя, то на этапе банка-получателя такие вещи тоже можно отслеживать, поскольку базы едины и существуют коммуникации между банками.
—У меня была такая ситуация, когда сын находился в Кракове, а я ему переводила деньги. Их же снять можно сразу.
—Вы примите, пожалуйста, в расчет, что у банков существуют соответствующие профили поведения злоумышленников. Ваш профиль, когда вы отправляете сыну деньги на карту, наверное, не соответствует, это нормальное поведение. Все ищут отклонения, когда с одного счета начинают по разным получателям разлетаться какие-то суммы денег и происходит то, чего не было никогда раньше. Например, со счета гражданина Иванова на десять физических лиц или юридических лиц происходят очень быстро, с небольшим интервалом времени какие-то странные оплаты. Это отклонение от нормального его поведения. В этом случае банк может остановить соответствующие транзакции и, может быть, успеет простучать, пробить тревогу и предупредить банки-получатели.
В нынешней системе нет четко прописанной схемы, что нужно делать с подозрительными счетами, обращает внимание эксперт по информационной безопасности банков Николай Пятиизбянцев.
Николай Пятиизбянцев эксперт по информационной безопасности банков «В документах Центрального банка есть понятие «антифрод-система», которая должна выявлять тех клиентов банков, на счета которых поступают мошеннические операции. То есть Центральный банк собирает информацию от коммерческих банков, аккумулирует ее, анализирует. После этого он рассылает в коммерческие банки информацию о таких счетах и юридических лицах. Сейчас нет механизма, что потом с этими счетами и клиентами делать. С моей точки зрения, должны быть достаточно жесткие меры по блокированию удаленных каналов обслуживания таких клиентов, но необходим, естественно, и механизм реабилитации в случае, если человек в эти списки попал либо ошибочно, либо это было давно. Допустим, студент получил карточки и продал каким-то мошенникам, а они вывели денежные средства. Но потом он стал добропорядочным гражданином, и должен быть механизм реабилитации и восстановления. Пока нет ни репрессивного механизма, ни механизма реабилитации».
Юристы отмечают несовершенство предложения банкиров. В частности, расследования ведутся дольше месяца, поэтому срок блокировки в 30 дней окажется недостаточным.