16+
Четверг, 28 марта 2024
  • BRENT $ 86.86 / ₽ 8014
  • RTS1128.26
20 августа 2019, 13:18 Финансы

Ассоциация банков России предлагает блокировать банковские карты из-за подозрительных денег

Лента новостей

Предлагается замораживать счета, на которые могли поступить деньги от мошенников. Это будет возможно после обращения пострадавшего клиента, у которого похитили средства, или по запросу силовых структур

Фото: depositphotos.com

Обновлено в 16:11

Ассоциация банков России (АБР) анонсировала заседание комитета по информбезопасности, на котором обсудят поправки к закону «О национальной платежной системе». Встреча состоится 27 августа, пишет газета «Коммерсантъ».

В частности, банки предлагают внести в законы поправки, которые позволят блокировать карты на срок до 30 дней при подозрении в зачислении на них мошеннически списанных средств. Заморозка карты будет возможна после обращения пострадавшего клиента, у которого похитили средства, или по запросу силовых структур.

О том, как может действовать новый механизм, рассказал вице-президент АБР Алексей Войлуков.

Речь идет о ситуации, когда клиент обращается в свой банк или банк сообщает клиенту о том, что у него были похищены деньги. То есть деньги уже списаны с его счета, и, естественно, банк знает, куда они были перечислены, в какой банк. Но сегодня отсутствует правовой механизм, с помощью которого можно вернуть эти деньги по заявлению клиента. То есть это не банк-получатель должен отслеживать, какие деньги пришли, это именно обращение к нему, в службу безопасности других банков по требованию того клиента, у которого деньги были похищены.

Какие-то компенсации предусмотрены в случае, если это несправедливая блокировка, незаконная, ошибочная? Не разобрались, заблокировали, а я на 30 дней без средств осталась.

Сейчас сложно это обсуждать, потому что весь этот механизм вообще не прописан, неизвестно, каким образом он будет действовать. Естественно, должны быть продуманы механизмы, которые позволят добропорядочному гражданину представить доказательства и объяснить, что это его средства, они законные, и вернуть назад. Но обсуждаются и другие варианты: например, замораживание конкретной суммы, которую уже доказательно похитили у клиента на этом счете. То есть блокировать не всю карту, а только ту сумму, по которой есть доказательства, что она незаконно списана.

Пострадавший клиент, который лишился денег, сначала должен зайти в полицию, чтобы получить талон-уведомление, и уже потом идти с заявлением в банк, куда перевели его средства. Правда, счет мошенников к тому моменту, скорее всего, окажется пуст. Все деньги успеют снять еще до того, как пострадавший обратится к силовикам: на межбанковские переводы хватает нескольких секунд.

В России уже работает система защиты клиентов, отмечает генеральный директор компании «Информзащита» Сергей Шерстобитов.

Сейчас между банками выстраивается очень тесное взаимодействие о предотвращении мошенничества. Они обмениваются достаточно эффективно информацией о том, кто, как, когда занимается какого рода мошенничествами. Если мошенническая схема удалась на этапе банка-отправителя, то на этапе банка-получателя такие вещи тоже можно отслеживать, поскольку базы едины и существуют коммуникации между банками.

У меня была такая ситуация, когда сын находился в Кракове, а я ему переводила деньги. Их же снять можно сразу.

Вы примите, пожалуйста, в расчет, что у банков существуют соответствующие профили поведения злоумышленников. Ваш профиль, когда вы отправляете сыну деньги на карту, наверное, не соответствует, это нормальное поведение. Все ищут отклонения, когда с одного счета начинают по разным получателям разлетаться какие-то суммы денег и происходит то, чего не было никогда раньше. Например, со счета гражданина Иванова на десять физических лиц или юридических лиц происходят очень быстро, с небольшим интервалом времени какие-то странные оплаты. Это отклонение от нормального его поведения. В этом случае банк может остановить соответствующие транзакции и, может быть, успеет простучать, пробить тревогу и предупредить банки-получатели.

В нынешней системе нет четко прописанной схемы, что нужно делать с подозрительными счетами, обращает внимание эксперт по информационной безопасности банков Николай Пятиизбянцев.

Николай Пятиизбянцев эксперт по информационной безопасности банков «В документах Центрального банка есть понятие «антифрод-система», которая должна выявлять тех клиентов банков, на счета которых поступают мошеннические операции. То есть Центральный банк собирает информацию от коммерческих банков, аккумулирует ее, анализирует. После этого он рассылает в коммерческие банки информацию о таких счетах и юридических лицах. Сейчас нет механизма, что потом с этими счетами и клиентами делать. С моей точки зрения, должны быть достаточно жесткие меры по блокированию удаленных каналов обслуживания таких клиентов, но необходим, естественно, и механизм реабилитации в случае, если человек в эти списки попал либо ошибочно, либо это было давно. Допустим, студент получил карточки и продал каким-то мошенникам, а они вывели денежные средства. Но потом он стал добропорядочным гражданином, и должен быть механизм реабилитации и восстановления. Пока нет ни репрессивного механизма, ни механизма реабилитации».

Юристы отмечают несовершенство предложения банкиров. В частности, расследования ведутся дольше месяца, поэтому срок блокировки в 30 дней окажется недостаточным.

Рекомендуем:

Фотоистории

Рекомендуем:

Фотоистории
BFM.ru на вашем мобильном
Посмотреть инструкцию