16+
Пятница, 26 апреля 2024
  • BRENT $ 89.43 / ₽ 8239
  • RTS1180.68
15 августа 2019, 19:44 ОбществоПроисшествия
Актуальная тема: ЧП

«Молодцы, все четко сделали». Пилотов А321 представят к наградам

Лента новостей

Действия командира экипажа Дамира Юсупова сравнивают с действиями американского пилота Чесли Салленбергера, благополучно посадившего самолет на Гудзон

Дамир Юсупов.
Дамир Юсупов. Фото: Михаил Метцель/ТАСС

Экипаж самолета, 15 августа аварийно севшего на кукурузное поле в Подмосковье, как сообщает РИА Новости, представят к наградам, заявил глава Росавиации Александр Нерадько. Он отметил, что психологическое состояние пилотов «удовлетворительное», и, как только разрешат врачи, они «вернутся в небо». Командира экипажа Дамира Юсупова называют героем.

В соцсетях и СМИ Юсупова сравнивают с американским пилотом Чесли Салленбергером, который в 2009 году посадил самолет на реку Гудзон. Тогда тоже было столкновение со стаей птиц и отказ обоих двигателей.

Дамир Юсупов, 41-летний командир экипажа А321, стал пилотом менее десяти лет назад. До этого был юристом, работал заместителем председателя национально-культурной автономии татар Сызрани. Его тогдашние коллеги говорили о нем как о человеке большого интеллекта, терпеливом и собранном, пишет «МК».

Возможно, именно умение собраться и хладнокровно действовать помогло ему справиться в сложной ситуации. Вице-президент Профсоюза летного состава России Альфред Малиновский говорит, что благополучная посадка в таких условиях говорит о высоком мастерстве пилота.

— Молодцы, они все четко сделали, потому что нужно было выключить двигатели, включить противопожарную систему, выключить систему кондиционирования, перевести управление на ручное, подвести к земле. Когда я подвожу самолет на посадочную полосу, то я вижу сантиметры, а вот там, когда три метра зарослей кукурузы, это невозможно.

— Сколько у них было времени на принятие решений?

— Секунды. Нужно было оценить высоту, точку приземления, рассчитать посадку в этой точке либо притормозить выпуском механизации и так далее. Масса мыслительных задач.

Telegram-канал 112 поговорил со вторым пилотом Георгием Мурзиным. Тот рассказал, что Юсупов посадил А321 на ручном управлении. При этом самолет садился «плавно», и серьезных травм никто из пассажиров не получил. Конечно, повезло, что была хорошая видимость, а трехметровые заросли кукурузы и сырая рыхлая почва могли смягчить удар. Но важно было не допустить задирания носа и не сесть на хвост, с чем экипаж справился.

Несколько лет назад Дамир Юсупов рассказывал в интервью сайту «ПроПолевской», что мечтал о небе с детства, его отец летал на Ми-8. Но по состоянию здоровья поступить в летное училище не удалось. Мечта исполнилась только в 32 года, когда Дамира взяли в Бугурусланское летное училище, которое он окончил с отличием, как и Санкт-Петербургский университет гражданской авиации. Пока Юсупов налетал около трех тысяч часов. Считается, что это немного, но, главное, уметь принимать правильное решение.

Ведь по инструкции Airbus при аварийной посадке на сушу необходимо выпустить шасси. Однако командир этого не сделал, что в итоге спасло самолет и сотни жизней — шасси могли сломаться при посадке на неровную поверхность, а это, говорят эксперты, катастрофа на 99%. При трагедии в «Шереметьево» сломанная стойка шасси повредила топливный бак, что стало причиной пожара и гибели десятков людей.

Удача состоит еще и в том, что незадолго до инцидента в «Жуковском» пилоты «Уральских авиалиний» отрабатывали такую ситуацию на тренажерах. Пилот гражданской авиации Олег Приходько говорит, что отказ обоих двигателей при взлете настолько редкая ситуация, что, например, у Boeing на этот счет даже нет инструкций.

Олег Приходько пилот гражданской авиации «Считается, что этого не может быть никогда. Мы летаем за новыми самолетами в Boeing, мы спрашиваем у летчиков-испытателей Boeing, а как его сажать, вдруг птицы, ведь мы понимаем, что может стая птиц лететь. И они с нами просто делятся опытом, но даже в документах такого нет. Ее оттренировать очень сложно. Скажем, на Airbus эти действия нужно выполнять, определенные чек-листы, карты проверок действуют, а их некогда там было читать».

Командир экипажа A321 Дамир Юсупов рассказал о подробностях аварийной посадки на кукурузном поле.

Дамир Юсупов командир экипажа A321 «После взлета появилась неустойчивая работа двигателя, сначала левого, потом правого. Но мы на тренажере отрабатываем отказ одного двигателя, отказ обоих двигателей тоже отрабатываем. Но я сначала подумал, что и отказ только одного двигателя, правый двигатель работал, думал, сейчас обработаем отказ, выключим двигатель, развернемся либо зону ожидания попросим, выполним посадку на этом же аэродроме. Но после того как мы увидели, что второй двигатель теряет мощность, несмотря на все действия, которые мы предприняли, самолет начал снижаться, и решение менялось несколько раз. Потому что, я еще раз говорю, я планировал набрать определенную высоту, на ней задержаться, обработать отказ, принять правильное решение, рассчитать все, но, как оказалось потом, времени было вообще мало. Я принял решение не выпускать шасси, потому что это было безопаснее для посадки. Были другие варианты, но хорошо, что мы их не предприняли, потому что мы сели без кренов, с нормальным углом тангажа, то есть как можно мягче, смягчили. Если бы были предприняты другие попытки, возврата, я не знаю, чем это могло закончиться».

Теперь Дамира Юсупова ждут дома жена и двое детей — и абонемент на все домашние матчи футбольного клуба «Урал». Такой подарок команда сделала всему экипажу и пожелала «волнения и драйва только на стадионе».

Аварийная посадка А321. Фотогалерея BFM.ru:

Рекомендуем:

Фотоистории

Рекомендуем:

Фотоистории
BFM.ru на вашем мобильном
Посмотреть инструкцию