16+
Воскресенье, 25 августа 2019
  • BRENT $ 58.94 / ₽ 3889
  • RTS1268.45
19 апреля 2019, 10:34 Финансы
В фокусе: Индекс риска

Москвичка узнала, что должна микрофинансовой организации, хотя никогда в нее не обращалась

Лента новостей

В переписке представитель МФО признал, что заем у них на сайте мог быть выдан по ложным сведениям. В бюро кредитных историй указана первоначальная сумма займа в 3 тысячи рублей, а коллекторы пришли взыскать сразу 17 тысяч. Кредитная история испорчена. Как защититься в подобной ситуации?

Фото: Валерий Матыцин/ТАСС

Обновлено 22 апреля в 16:00

Семейная пара из Москвы решила проверить свои кредитные истории. Запросили в трех источниках. У супруга все оказалось предсказуемо, а вот за супругой числились два неизвестных займа, оба на 3 тысячи рублей в МФО. По одному из них была указана просроченная задолженность — около 15 тысяч рублей.

Начали выяснять, общаться с компаниями, запрашивать документы. Одна из МФО после предъявления претензии сама направила сведения об отсутствии задолженности в бюро кредитных историй. А вот другая, Webbankir, никакие исправления вносить не стала. Причем связь с этой компанией — только в чате на сайте либо через соцсети, по телефону пообщаться невозможно.

В чате представитель этой организации признал, что заем у них на сайте мог быть выдан по ложным сведениям. Для получения суммы от 1 тысячи до 15 тысяч рублей необходимо заполнить анкету с паспортными данными, пройти идентификацию по номеру мобильного телефона, который пользователь сам указывает, и все — деньги поступают по указанным реквизитам.

Затем семейная пара обратилась в полицию, оттуда их отправили к участковому. От него пришел примерно следующий ответ: состава преступления нет, ущерба нет, в возбуждении дела отказано.

Позже пришло письмо, из которого следует, что микрофинансовая организация переуступила свои права некой кипрской компании, которая в свою очередь наняла коллекторское агентство в качестве своего агента. Оно и прислало письмо. Его содержание пересказывает супруг потерпевшей Павел Шмелев:

«Мы к вам придем для личной встречи, ни в коем случае не покидайте населенный пункт. Мы к вам придем и будем описывать ваше имущество. Вы нам должны, и долг уже 17 тысяч рублей». То есть кто-то, имея паспортные данные, а на секундочку, чтобы получить паспортные данные… Когда мы заказываем пропуск в бизнес-центр, паспорт требуют, приходим на почту получать посылку — паспорт требуют, делаем заявку в гостиницу — паспорт требуют, коньки берем в прокат — тоже паспорт требуют. Паспортные данные — это секрет Полишинеля, они сейчас везде есть. Нам либо нужно откупиться от них и оставить испорченную кредитную историю, либо доказывать, что мы не виноваты. Причем полиция нам в этом не помогает. Микрофинансовая организация обладает сведениями о том, кому она эти деньги перечислила, на какой телефон, на какой счет. Она эти сведения не предоставляет, поскольку банковская тайна, только по запросу компетентных органов. А компетентные органы говорят, что нет состава преступления. Безвыходная ситуация».

Уже после публикации этого материала ситуацию прокомментировали в Webbankir.

Андрей Пономарев генеральный директор финансовой платформы Webbankir «Описанная ситуация возникла в связи с тем, что потерпевшая обнаружила факт наличия подозрительной задолженности уже после того, как прошел срок, отведенный на погашение займа, и он был передан в коллекторское агентство. По факту обращения служба безопасности компании провела оперативную проверку, результаты которой были переданы в правоохранительные органы. Именно они вправе по закону установить факт мошеннических действий. Мы заинтересованы в объективном расследовании подобных дел не меньше, чем люди, ставшие жертвами мошенников, так как в конечном счете именно компания теряет деньги от противоправных действий третьих лиц. За два года сотрудниками Webbankir были выявлены несколько сотен подобных дел. В половине случаев возбуждены уголовные дела. Часть мошенников уже предстали перед судом и получили приговоры. Потерпевшие, естественно, были освобождены от необходимости выплачивать долг, а их кредитная история была восстановлена».

Если человек оказывается в ситуации, когда за ним числится долг, который он не признает, алгоритм действий должен быть таким: сначала надо потребовать от МФО документы, на основании которых в организации числится долг за гражданином. Компания обязана их предоставить. Отказ — это уже нарушение. Дальше либо просто ждать, когда МФО или коллекторское агентство обратятся в суд, поскольку обязанность доказывания наличия долга лежит именно на них, либо самому обращаться в различные организации, говорит управляющий партнер адвокатского бюро «Версия» Михаил Аландаренко.


Михаил Аландаренко управляющий партнер адвокатского бюро «Версия» «Прежде всего, это прокуратура как орган, надзирающий за любыми организациями и за наличием законных действий. Дальше — Центральный банк, который надзирает за микрофинансовыми организациями, и в случае если на основании поддельных документов микрофинансовая организация выдала заем какому-либо лицу и в дальнейшем требует уплаты денежных средств от ненадлежащего должника, то меры к такой организации со стороны Центрального банка могут быть, конечно, приняты. И третий орган, куда можно обратиться, — полиция. В полиции обязаны принять любое заявление, по которому гражданин указывает на совершение в отношении него противоправных действий».

В данном случае речь может идти о статье «мошенничество» или «вымогательство». Вовремя распознать похожую ситуацию поможет регулярная проверка собственной кредитной истории.

Добавить BFM.ru в ваши источники новостей?

Рекомендуем:

Фотоистории
BFM.ru на вашем мобильном
Посмотреть инструкцию