16+
Пятница, 29 марта 2024
  • BRENT $ 87.07 / ₽ 8033
  • RTS1128.26
18 мая 2018, 19:36 Политика

Георгий Бовт: без транзита через Украину Меркель отзовет свою поддержку «Северного потока — 2»

Лента новостей

Роль Украины как страны-транзитера должна сохраниться, заявила канцлер ФРГ после встречи с российским президентом в Сочи. Может ли Москва пойти на такую уступку?

Владимир Путин и Ангела Меркель во время встречи в Сочи.
Владимир Путин и Ангела Меркель во время встречи в Сочи. Фото: Guido Bergmann/Reuters

Будем за него бороться — так Владимир Путин после сочинской встречи с Ангелой Меркель прокомментировал строительство «Северного потока — 2». На итоговой пресс-конференции лидеры России и Германии сообщили, что обсуждали Сирию, Иран, Украину и вопрос газопровода по дну Балтики.

После завершения строительства «Северного потока — 2», который Германия рассматривает как экономический и коммерческий проект, роль Украины как страны-транзитера должна сохраниться, заявила Меркель, добавив, что нужно подумать о гарантиях для Киева.

Ранее The Wall Street Journal сообщила, что Дональд Трамп попросил Ангелу Меркель отказаться от поддержки «Северного потока — 2». В обмен американский лидер предложил провести переговоры по новому торговому соглашению: якобы США могут не вводить заградительные пошлины на европейские сталь и алюминий, но за это Европа откажется от поддержки «Северного потока — 2» и будет закупать больше американского сжиженного природного газа.

Заявления сторон после встречи ведущий Business FM Алексей Пантелеев обсудил с политологом Георгием Бовтом:

— Меркель говорит о гарантиях для Украины после того, как будет введен «Северный поток — 2», то есть чтобы для нее в результате сохранились гарантии транзита. Значит ли это, что для Германии вопрос окончательно решенный, только речь идет о том, чтобы обсуждать какие-то возможные условия и что будет после ввода газопровода?

— Для Германии вопрос решен в том, что это условие сохранения ее поддержки «Северного потока — 2». Без газового транзита через Украину, я думаю, Меркель отзовет свою поддержку, тем более что на нее оказывают давление США. Я думаю, что они еще поторгуются по поводу объемов поставок, и какую-то часть поставок немцы все-таки, может быть, будут покупать в виде американского СПГ. Они фактически уже намекали на то, что готовы увеличить или готовы поработать для того, чтобы эти поставки увеличили. Это может произойти в том числе и за счет «Северного потока — 2». Но мы не знаем, как будет осуществляться дальнейшее давление со стороны США. До 1 июня, когда истекает срок ультиматума по американским импортным пошлинам — 25% на сталь и 10% на алюминий — еще многое может измениться. Еще целых десять дней до переговоров. Переговорные позиции могут быть созданы или скорректированы в самый последний момент.

— Если брать российскую позицию, Путин сказал, что мы готовы бороться за проект. Но есть ли у нас то, чем мы можем пожертвовать для продвижения этого проекта или что мы можем уступить? С точки зрения Германии это договоренности по транзиту через Украину. А с точки зрения России что может быть?

— Это и есть уступка, на которую мы можем, наверное, пойти. Эта уступка — сохранение транзита через Украину. Изначально «Северный поток — 2» задумывался как альтернатива украинскому транзиту, после чего планировали забить там большую пробку и больше газ через Украину не пропускать. Теперь этот план вроде как срывается. Это и будет наша уступка. Все остальные уступки — политические, связанные с Донбассом и так далее.

О позиции Германии рассуждает гендиректор Фонда национальной энергетической безопасности Константин Симонов:

Константин СимоновКонстантин Симонов генеральный директор Фонда национальной энергетической безопасности «Проект «Северный поток — 2» нужен России, это очевидно. Но он также нужен и Германии. Речь идет не только о том, что Германия сможет получить еще один канал прямых поставок газа из России. Я напомню, что Германия — крупнейший потребитель российского газа в мире, объем порядка 55 млрд. Но Германия благодаря «Северному потоку — 2» превращается и в довольно серьезный транзитный хаб: газ дальше идет в Австрию, в Италию. То есть растет роль Германии и как транзитного звена, а здесь есть и политика: если газ через вас дальше идет в Италию, то роль Германии как политического центра Европы тоже увеличивается. Поэтому здесь интересы Германии тоже имеются. Самым главным на этой встрече, конечно, была не столько позиция Путина — ясно, что Россия будет этот проект продвигать и будет за него бороться — но, прежде всего, позиция Германии. В очередной раз Меркель, как мы с вами вчера и ожидали, подтвердила, что Германия не против этого проекта и рассматривает его как экономический проект. Кстати, экономика там действительно есть: не секрет, что ресурсная база поставок с Уренгойского узла сместилась на полуостров Ямал в Бованенково. Если посмотреть на глобус, вы увидите, что с Уренгоя поставки через Украину были логичными с точки зрения транспорта. Но когда добыча переехала на 700 километров на север, путь через Балтийское море оказался просто существенно короче, а в газовом бизнесе расстояния имеют значение».

Ангела Меркель также заявила, что Европа не хочет, чтобы Тегеран выходил из ядерной сделки. Канцлер ФРГ отметила, что важность отношений США и ЕС сохраняется, несмотря на ряд актуальных разногласий с Вашингтоном.

Рекомендуем:

Фотоистории

Рекомендуем:

Фотоистории
BFM.ru на вашем мобильном
Посмотреть инструкцию